Рецепт от Иоанна Лествичника


Лествичник— Рассуждая о такой страсти человека как гордость, игумен Синайской горы Иоанн Лествичник ставит вопрос: Если только от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба; то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?

— Ибо иное дело, по высокомерию своему уничижать живущих в мире; а иное в удалении от них, охуждать их, с тем, чтобы избежать отчаяния и стяжать надежду спасения.

— И хотя многим покажется странностью то, что мы теперь говорим, однако, скажу, что и Ангелы, сии бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе, и разум к разуму.

— Помни, что отнюдь не тем путем, которым заблудили, возвращаемся, но другим кратчайшим.

— Ибо, что в Единой Троице должно разуметь в числе множественном, то во Христе должно разуметь в числе единственном, а что в Троице единственно, то во Христе, разумеется, множественно.

— невозможно словами научиться зрению, ибо это есть природная способность

— Есть добродетели, и есть матери добродетелей. Мудрый подвизается наиболее о приобретении матерей. Матерям добродетелей учитель Сам Бог собственным действием; а для научения дщерям наставников много.

— Ибо весь мир не стоит и одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает во веки

— И то верно, что и конец бесконечен.

— Господь часто скрывает от очей наших наши добродетели, человек же, хвалящий нас, отверзает нам очи; а как скоро они отверзлись, то и богатство добродетели исчезает.

— Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; и одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, и отравою преподанное не вовремя.

— Познавай, и старайся посмеиваться своей мудрости. Делая так, обрящешь спасение и правость

— В дверях сердца твоего поставь стражей строгих и неусыпных, держи неудержимый ум в покое, при действии и движении членов телесных, обучайся умному безмолвию (немыслею), что всего сложнее и достославнее.

— Будь неустрашим душою среди молвы; связывай язык твой неистово стремящийся на прекословия.

— Пей на всякий час поругания, как воду живую. На душевном кресте укрепи ум, как укрепляют наковальню, чтобы он, будучи поражаем частыми ударами молотов поругания, укорения, осмеяния и обид, пребывал нисколько не расслабляем и не сокрушаем, но весь гладок и недвижим.

— Совлекись собственной воли, как срамной одежды (ибо это воля чужая), и обнажась от оной, вступи на поприще, что редко и не легко обретается; облекись же в броню веры.

— Любопытство ума обуздывай попечением о самом себе; не позволяй ему попечений о мире.

Запись от: 16.04.2016 г.

Запись опубликована в рубрике Все записи, Для души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.