Махаяна


abaevТекст взят из книги Н.В. Абаева «Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае». Это отрывки из шастры о пробуждении веры в махаяне. Я позволил себе небольшую редакцию этого текста. Не думаю, что автор будет против этого. Потому что он уже давно перестал цепляться за ложную привязанность к «Я» и «Моё». Итак…

 

Единое сознание имеет два аспекта: первый — сознание истинной реальности, второй — феноменальное сознание. Каждый из этих двух аспектов охватывает все сущее. Почему? Потому что они неотделимы друг от друга.

Сознание истинной реальности тождественно единому миру абсолютной реальности (дхарма-дхату) и является истинной сущностью всей совокупности вещей и явлений.

Так называемая «природа сознания» никогда не рождается и не уничтожается. Но только из-за ложных мыслей возникает различение всего многообразия вещей и явлений феноменального мира. Если же освободиться от ложных мыслей, то не будет многообразия признаков внешних объектов, так как все дхармы изначально лишены вербальных признаков, всех форм обозначения и наименования, всех форм концептуализации. В конечном итоге все они равны друг другу и не подвержены изменчивости и не могут быть уничтожены. Все это есть лишь единое сознание, поэтому и называется «истинной таковостью». Все вербальные объяснения условны и неистинны, ибо они лишь следуют за ложными мыслями и не в состоянии отразить истинную реальность.

Слова «истинная таковость», обозначающие абсолютную реальность, тоже не имеют признаков. Они являются, так сказать, пределом словесных объяснений, т. е. словами, которые кладут конец всем словам. Однако сама сущность «истинной таковости» не может быть приведена к концу, ибо все дхармы в полной мере истинно реальны. В то же время нет ничего, что можно установить как реально существующее, ибо все вещи и явления тождественны истинной таковости. Таким образом, необходимо постичь, что ничто нельзя объяснить с помощью слов или познать с помощью мыслей. Отсюда и название «таковость».

Если же все-таки попытаться объяснить татхату, опираясь на слова и речь, то в ней можно выделить два атрибута:

1) татхата как истинная пустота, ибо она в конечном итоге проявляет то, что истинно реально. Татхата называется «истинной пустотой» потому, что она изначально не связана с загрязненными дхармами, свободна от признаков индивидуальных различий всех дхарм и не имеет ничего общего с ложными мыслями, рожденными омраченным сознанием. Необходимо иметь в виду, что сама истинная природа татхаты не имеет признаков и в то же время не не имеет признаков, что это не есть нечто, обладающее признаками, и не есть нечто, и не обладающее признаками, что это не есть нечто, одновременно имеющее и не имеющее признаки, что это не есть нечто, имеющее один признак, и не есть нечто, имеющее другие признаки, что это не есть нечто, одновременно имеющее один признак и другие признаки. Короче говоря, поскольку сознание живых существ омрачено неведением, возникает дискурсивное мышление и они отходят от татхаты, поэтому и говорится «пустота». Но если они освободятся от омраченного сознания, то в действительности не будет ничего, о чем можно говорить «пустота».

2) татхата как истинная не-пустота, ибо в своей сущности она сама обладает неуничтожимыми заслугами-добродетелями гун-дэ. Под «истинной не-пустотой» как атрибутом татхаты подразумевается, что поскольку сущность дхарм пустотна и не омрачена неведением, то истинное сознание является вечным, неизменным, чистым и самодостаточным. В то же время оно не имеет признаков, которые можно выделить, ибо это есть сфера, которая свободна от мыслей и находится в гармоничном единстве с просветлением.

Феноменальный аспект сознания возникает из татхагата-гарбхи. Так называемая алая-виджняна есть то, в чем гармонично сочетается «нерожденное и неуничтожимое», т. е. нирванический аспект бытия и «рождение-и-уничтожение», т. е. сансарический аспект бытия, которые одновременно и не едины, и не отличаются друг от друга. В свою очередь, эта алая-виджняна имеет два аспекта, содержащие в себе все дхармы и порождающие их,— просветленный и непросветленный аспекты.

Все признаки сознания созданы и омрачены неведением. Однако признаки неведения не отделяются от природы просветления, а потому неведение нельзя уничтожить, но в то же время оно не может быть не уничтожено.

Это подобно воде в океане, волны которого вздымаются под действием ветра. Признаки воды и признаки ветра (волны) неотделимы друг от друга, но вода сама по себе обладает неподвижной природой, и если ветер прекращается, то волны (признаки воды и ветра исчезают), хотя природа воды, сущность которой мокрота, не уничтожается. Не уничтожается и природа ветра. Таким образом, ни вода, ни ветер в отдельности не имеет своих признаков, но их взаимодействие рождает эти признаки. Эти признаки не имеют своей сущностной основы, потому их невозможно отделить ни от воды, ни от ветра, потому невозможно уничтожить их несуществующую сущность.

Подобно этому сознание человека, чистое по самой своей природе, приходит в возбуждение под воздействием ветра неведения. Однако как сознание, так и неведение не имеют отдельных форм и отличительных признаков, и они нераздельны друг с другом. Сознание обладает неподвижной природой, и если неведение исчезает, то поток ложной активности тоже прекращается. Но природа мудрости всегда остается неизменной и никогда не исчезает.

Сущность просветления подобна зерцалу, побуждающему живые существа к пробуждению и служащему первопричиной их просветления. Это означает, что она воистину пустотна, но в ней проявляются все объекты феноменального мира, которые не входят и не выходят, не исчезают и не разрушаются. Это есть вечное единое сознание.

Все дхармы проявляются в сущности сознания, ибо все дхармы есть единая истинно реальная природа. Вместе с тем загрязненные дхармы не могут загрязнить ее (как волна не загрязняет воду), ибо основа мудрости неподвижна и не подвержена возбуждающей активности неведения, совершенно чиста и побуждает живые существа к просветлению.

Из-за того что человек не понимает правильно учение о единстве истинной реальности, возникает непросветленное сознание и появляются ложные мысли. Эти мысли не имеют собственных признаков и поэтому не могут отделиться от фундаментального просветления. Это подобно заблудившемуся человеку, который сбился с пути из-за того, что потерял направление. Но если он совершенно освободится от самого понятия направления, то не будет и заблуждения. Точно так же и живые существа приходят в заблуждение из-за привязанности к идее просветления. Но если они освободятся от привязанности к просветлению, то не будет и непросветления.

Из-за того что есть непросветленные люди с ложными мыслями и омраченным сознанием, мы говорим для них об истинном просветлении, чтобы они могли познать смысл этого слова. Но если их сознание свободно от непросветления, то нет никакого истинного просветления, о котором можно говорить как о чем-то, обладающем собственными признаками.

Из-за того что есть непросветление, возникает три вида признаков, которые соответствуют этому непросветлению и неотделимы от него.

Первый признак — это кармическая активность сознания, омраченного неведением. Возбуждение сознания из-за непросветления называется кармической активностью. Если сознание просветлено, то оно не возбуждается. Если же оно возбуждается, то появляется страдание, ибо результат не может быть независимым от причины.

Второй признак — это наличие субъекта восприятия. Когда сознание возбуждается, то появляется и воспринимающий субъект. Если же возбуждения нет, то нет и субъекта восприятия.

Третий признак — это мир объектов. Поскольку есть воспринимающий субъект, то возникает ложное проявление мира объектов. Если же освободиться от субъекта восприятия, то не будет и внешних объектов.

В свою очередь, наличие мира объектов обусловливает возникновение шести видов признаков:

1. Аналитическое знание (интеллект). Из-за наличия мира объектов сознание порождает различие между любимым (приятным) и нелюбимым (неприятным).

2. Непрерывная последовательность мыслей. Из-за [различительной деятельности] интеллекта возникает осознание страдания и удовольствия (радости), вследствие чего сознание порождает [ложные мысли], которые начинают следовать друг за другом в непрерывной последовательности.

3. Привязанность. Когда устанавливается непрерывная последовательность [ложных мыслей], сознание начинает опираться в своей мыслительной деятельности на внешние объекты и попадает в устойчивую зависимость от страдания и удовольствия, вследствие чего устанавливается привязанность.

4. Размышление о наименованиях (именах) и знаках. На основе ложной привязанности омраченное сознание начинает различать (анализировать) условные (ложные, иллюзорные) наименования, слова и знаки.

5. Кармическая активность сознания. Опираясь на наименования и знаки, [омраченное сознание] начинает анализировать эти наименования [и знаки] и создает различные виды кармы.

6. Страдание, обусловленное зависимостью от кармы. Из-за зависимости от кармы омраченное сознание получает возмездие и не может освободиться от страданий.

Просветление и непросветление имеют две формы взаимодействия — тождественность и нетождественность.

Их тождественность можно сравнить с тем, как самые разнообразные сосуды, сделанные из одной глины, обладают единой субстанцией. Точно так же все многообразные иллюзорные манифестации просветления и непросветления, проявляющиеся посредством таинственного действия закона кармы, имеют общую природу — истинную реальность. Поэтому в сутрах говорится, что все живые существа изначально вечны и всегда находятся в нирване. Просветление не имеет признаков, которые можно культивировать, не имеет признаков, которые можно создать, и в конечном итоге вообще ничего нельзя обрести. Нет также форм или признаков, которые можно воспринимать. А если и есть что-то, воспринимаемое как форма или признак, то это есть лишь продукт кармической иллюзии, порожденный омраченным сознанием. Что же касается признаков мудрости Будды, то они пустотны и несубстанциальны, ибо мудрость не имеет признаков, которые можно воспринимать.

Их различие можно объяснить с помощью следующего сравнения: подобно тому, как различные сосуды каждый отличается от другого, так и между просветлением и неведением, а также между иллюзорными проявлениями внешних объектов, возникающими из-за омраченности человека, существуют различия.

Причины и условия человеческого бытия в мире сансары заключаются в том, что на основе мыслительной деятельности сознания развивается активность мано-виджняны. Почему так? Потому что на основе алая-виджняны возникает неведение, а когда появляется омраченность неведением, то возникает и субъект восприятия, обладающий способностью воспринимать внешние объекты и привязываться к ним, а в результате того, что возникшие мысли начинают следовать друг за другом непрерывной чередой и поток мыслей приобретает устойчивый характер, появляется мано-виджняна. Эта мано-виджняна имеет пять атрибутов:

1. «Кармическое сознание» или, иначе, «деятельное сознание», так как сила неведения возбуждает и приводит в движение это сознание из-за того, что оно не просветлено.

2. «Вращающееся сознание», так как оно может воспринимать признаки внешних объектов из-за того, что сознание приходит в возбуждение.

3. «Проявляющее сознание». Называется так потому, что оно может проявлять все объекты внешнего мира подобно светлому зерцалу, в котором появляются все формы и образы [внешних объектов]. Оно называется «проявляющим сознанием» еще и потому, что, как только перед ним появляются объекты его пяти органов восприятия, оно мгновенно проявляет их. Оно возникает спонтанно в любое время и всегда проявляет мир объектов.

4. «Аналитическое сознание», так как оно различает омраченные и чистые дхармы.

5. «Непрерывное сознание», так как оно связано с мыслями и не прерывается. Оно накапливает в себе всю хорошую и плохую карму, накопленную в течение бесчисленных перерождений в прошлом, ничего не упуская. Оно также может доводить до созревания плоды воздаяния за страдания и радости, которые испытывает человек в настоящем и будет испытывать в будущего. При этом оно не допускает никаких ошибок и л и упущений. Оно может также заставить человека внезапно вспомнить дела, совершенные в настоящей и прошлой жизни, и вызвать у него неосознанные видения о делах будущих, которые кажутся ему странными, глупыми и сумасбродными.

Таким образом, три мира (трилока) есть ложная иллюзия, порожденная только сознанием. Вне сознания нет никаких объектов пяти органов восприятия и сознания. Почему так? Поскольку все без исключения дхармы возникают из сознания и порождаются ложным и мыслями, то все различения есть не что иное, как различения самого сознания.

Однако сознание не может воспринимать само себя, так как оно не имеет признаков, которые можно воспринять. Необходимо уяснить, что все объекты этого мира могут быть схвачены и удержаны только опираясь на ложное сознание живых существ, омраченных неведением. Поэтому все дхармы подобны образам, отраженным в зеркале, но имеют телесной субстанции, которую можно схватить, и являются лишь иллюзией и заблуждением только сознания. Когда появляется сознание, возникает все многообразие дхарм; когда сознание исчезает, все многообразие дхарм исчезает.

То, что называется мано-виджняной, и есть «непрерывное сознание». Из-за глубоко укоренившихся привязанностей к внешним объектам обычные люди начинают рассматривать «Я» и «мое» как нечто реальное, в результате чего у них складывается ложная привязанность и к этим «Я» и «мое».

По мере того как объекты предстают перед человеком, это сознание сцепляется с ними и начинает различать объекты пяти органов восприятия и сознания. Это сознание называется мано-внджняной, а также «разделяющим сознанием» или, иначе, «сознанием, различающим объекты». Это сознание укрепляется и усиливается из-за омраченности, обусловленной ложными взглядами и страстями.

Однако обычные люди не могут понять, что мано- виджняна возникает из-за неведения. Люди постигшие мудрость шраваков и пратьека-будд тоже не понимают это. Те бодхисаттвы, которые продвинулись еще дальше от начальной стадии и посредством практики медитации прозрели дхарма-каю, могут постичь это лишь частично. Даже бодхисаттвы, достигшие конечной стадии совершенствования, не могут полностью понять это.

Только просветленные понимают это до конца. Почему так? Потому что сознание, изначально чистое по своей природе, имеет неведение. Из-за омраченности неведением появляется загрязненное сознание. Но хотя оно имеет омраченность, сознание само по себе вечно и неизменно.

То, что называется «просветлением», есть сама сущность и основа сознания, свободного от мышления. Признаки сознания, свободного от мышления, подобны пустоте, которая содержит в себе все сущее. Единый и абсолютный аспект истинной реальности есть не что иное, как дхармовое тело (дхарма-кая) Будды Татхагаты, атрибутом которого является неразличение и всеобщая одинаковость.

Поскольку просветление основывается на этой дхарма-кае, то оно называется фундаментальным просветлением.

Под окончательным подразумевается такое просветление, когда человек до конца завершает все этапы морально-психического совершенствования и полностью реализует все методы спасения упая, когда он в каждое мгновение мысли находится в гармонии с татхатой и, полностью пробудившись от мрака неведения, отчетливо осознает истоки порочных мыслей в своем сознании, постоянно пребывая в таком состоянии, что в его сознании не возникает ни одна порочная мысль, когда он совершенно освободился даже от самых малейших порочных мыслей и может непосредственно созерцать истинную природу своего сознания, когда он твердо осознал, что его сознание вечно и неизменно.

Поэтому в сутрах говорится, что если человек может созерцать то, что находится за пределами его мыслей, значит он продвигается к мудрости Будды.

Вместе с тем, хотя и говорится, что в сознании имеются истоки возникновения мыслей, на самом деле нет ничего, что можно познать как начало. А то, что называется постижением начала (т. е. истоков или основы сознания), есть отсутствие мыслей. Соответственно все живые существа называются непросветленными, потому что их мысли изначально следуют друг за другом непрерывной чередой, и они не могут освободиться от этих мыслей. Вот почему это называется безначальным неведением.

Если же человек обретает состояние отсутствия мыслей (у-нянь), то он познает рождение, бытие, изменение и уничтожение всех мыслеобразов, ибо он сам тождествен тому, что свободно от мыслей.

В действительности же нет ничего такого, что можно выделить как начальное просветление, ибо все четыре состояния (т. е. рождение, бытие, изменение и уничтожение) возникают одновременно и каждое из них по отдельности не имеет самостоятельного существования, все они изначально равны друг другу и тождественны единому просветлению.

Запись от: 15.06.2015 г.

Запись опубликована в рубрике Все записи, Для души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.