Китайский рисунок


kn4О живописи древнего Китая:

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа. В глазах китайцев это не просто предмет любования, но и аллегорические символы. Художник изображает их для того, чтобы через эту символику передать свою нравственную позицию либо пожелание.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера.

Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.

Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. По форме она близка к европейскому импрессионизму – с той только разницей, что существовала уже за много веков до появления последнего. Очень часто картина украшается стихами из традиционной китайской поэзии, подходящими по настроению или по мысли, а также философскими изречениями.

Китайская живопись разительно отличается от западной не столько набором технических средств, сколько принципиально отличным художественным языком, куда более условным и декоративным.

В Китае живопись никогда не основывалась на математических построениях, как, например, греческий канон или современная абстракция, не пыталась имитировать натуру как реалистическое искусство, не уделяла большого внимания «Я» и «Личному», как это делали экспрессионисты и романтики.

Там, где европейцы лепили объем при помощи светотени, китайцы стремились к линейной выразительности.

Всё это, в той или иной степени, верно. Но не хватает главной тайны. Ответа на вопрос: Почему древние китайские художники не «лепили объем при помощи светотени? Хотя «Традиционная китайская живопись близка к европейскому импрессионизму» и «существовала уже за много веков до появления последнего».

Следовательно, китайская традиция живописи на многие века опередила европейскую и знает то, что для европейцев еще сокрыто. Потому китайский художник стремиться нарисовать мир не таким, как он его видит сам, а таким как он выглядит в истине. Потому из картины исчезает точка взгляда (у западных художников от неё и зависят светотени), ибо её наличие это наличие собственного Я художника, наличие того, что разделяет гармонию единства.

Китайский художник пытается смотреть на мир так, как на него смотрит Дух Святой – одновременно со всех возможных точек. Потому картины древних китайских мастеров завораживают – они входят в сознание человека своей истинностью гармонии, а не мирской красотой, которую западный человек ошибочно принимает за гармонию мира.

По этой же причине древние христианские иконы часто обладают тем же свойством, показывая человеку истинный лик святого, а не мирскую красоту, подсмотренную живописцем.

 

Запись от: 20.04.2015 г.

Запись опубликована в рубрике Видео, Все записи, Проза жизни. Добавьте в закладки постоянную ссылку.