Свобода воли


Fridom1Один из вечных вопросов. Свободен ли человек в своих мыслях и действиях, или всё что происходит с человеком вне его воли. И, следовательно, мыслить и действовать определённым образом человека вынуждает некая чужая воля, скажем, Божий промысел или лукавый. Причём вынуждает так искусно, что человек даже не догадывается об этом. О свободе воли человека христианский теолог Ориген писал:

Апостол в одном месте не приписывает Богу того, что сосуд делается почетным или низким, а все относит к нам, говоря: «кто очистит себя, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Влаыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тимоф. 2.21), в другом же месте он не приписывает этого нам, но, по-видимому, все относит к Богу, говоря: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого» (Римл. 9.21). И так как в словах его нет противоречия, то нужно соединить то и другое изречение и из обоих вывести одну совершенную мысль.

Как же соединить одно с другим? Два противоположных утверждения. Разве возможно вывести одну совершенную мысль? Конечно же, нет. Утверждение Оригена столь же парадоксально, как и утверждения софистов. И если Ориген прав, то и софисты правы в своём синтезе противоречий. И вот многие философы, ученые и богословы смеются над софистами и не принимают их всерьёз, а Оригена считают серьёзным христианским теологом, философом, ученым. Опять противоречие. Но если в мире существуют противоречия, то должна существовать и природа противоречий. Должна существовать та самая совершенная мысль, которая, по сути, не является мыслью, потому что устраняет противоречие.

И вот, у меня есть эта совершенная мысль, но я её не могу передать другому человеку. На этом и кончается моя пресловутая свободная воля. Например, я знаю своего соседа, но я не могу передать это моё знание. Другой человек просто должен познакомиться с моим соседом лично. И никаких слов и мыслей с моей стороны не нужно, а знание передано…

Или вот математика, точная наука, но полная парадоксов. Скажем, сумма двух единиц равна двум единицам, но сумма двух нулей равно одному нулю. Странное нарушение закона сложения. Но такое же нарушения этого закона можно найти и на противоположном конце цифрового ряда. Сумма двух бесконечностей тоже равна одной бесконечности. Таким образом, мы видим, что две крайности ноль и бесконечность по своей сущности отличаются диаметрально, как свет и тьма, но свойства, проявленные при сложении, у этих противоположностей одинаковы и неотличимы друг от друга. Потому встретив на пути свойство сущности, а не сущность, мы не сможем отличить ноль от бесконечности. Сущности противоположны, а свойства их одинаковы.

Скажете, а какое отношение ноль и бесконечность имеют к существу вопроса о свободе воли человека? По-моему, прямое. Если свобода воли это свойство, а противоположные сущности это Бог и Человек, то тогда свойство свободы воли в равной степени может принадлежать как человеку, так и Богу. Т.е. свобода воли человека – это свобода воли Бога и наоборот.

Можно ли в жизни найти этому подходящий образ? Можно, и он давно известен буддистам и даосам. Это ветер и вода – две разные сущности. Но волны созданные ветром на воде в равной степени принадлежат, как воде, так и ветру. Свойство волны проявляет только наличие воды, и только наличие ветра. Без воды, как и без ветра волн не будет, и в то же время сами волны это не вода и не ветер. Волны, как и воля в равной степени являются свойством, принадлежащим двум сущностям.

Следовательно, изначально не существует ни свободы воли, ни Божьего промысла. Существует закон создания свойств, закон создания волн при движении ветра. Сущность же не может быть создана, как не может быть и уничтожена. И она не подчинена закону и у неё нет ни свободы, ни воли. Она непричастна к этим понятиям.

Запись от: 01.03.2015 г.

Запись опубликована в рубрике Все записи, Для души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.