Свобода воли


Free willИмеем ли мы свободу воли или нет? Этот вопрос мучил всех философ всех времён и народов, ибо от его решения зависит построение любого учения и концепция любой философской теории. Большинство людей уверенны в том, что они имеют свою волю. Я же не знаю точного ответа и потому не могу ответить и на вопрос Шекспира: Быть или не быть? Смириться или бороться? Вот Гамлет выбрал борьбу, и что из этого вышло? Гора трупов…. Но кто выбрал? Гамлет или Шекспир? Человек ли выбирает или Бог выбирает за него? Я не знаю….

Я убедился в том, что людей пугает мысль, допускающая отсутствие у них собственной воли. Они всячески этом мысли противятся, им неприятно оказаться марионеткой, неприятно отказаться от себя, от своих желаний, от своих волевых усилий. Но сам я не вижу ничего страшного и странного в том, что у человека вообще нет своей воли, и что ему тот или иной выбор диктует Бог. Т.е. Бог создает условия для выбора, и Бог совершает выбор. Но человек думает, что это его выбор и его воля. Почему бы и нет? Вот человек видит мираж и верит, что видит действительность, а на самом деле – обман.

Я точно не знаю, так ли это или нет. Но никто меня не убедил в обратном. И все рассуждения о том, что у человека есть своя воля, имеют столько же оснований, что и рассуждения о том, что человек не имеет своей воли. И как быть? Разве человек по своей воле рождается в мир? Если нет – то и уходит из мира не по своей воле. Почему же мы считаем, что живём по своей воле? И знал ли Шекспир ответ на вопрос: Быть или не быть?

Не судите, – говорит Иисус. А если не судить, то и вины нет, а если она и есть, то вина не человека, а Бога – потому Богу и судить. Аз воздам. Вы скажете: как же так? Получается, что Бог судит сам себя? Получается так.… А когда совесть осуждает человека – не человек ли осуждает сам себя? Или совесть не принадлежит человеку? И относятся ли слова Христа: не судите… к совести человека? Если не судить, то и себя тоже не судить? И вот что я нашел в Апокрифе Иакова:

Но я ответил и сказал ему: Господи, мы можем подчиниться тебе, если хочешь, ибо мы отказались от отцов и от матерей и от поселений своих, и пошли за тобой. Сделай нас, поэтому, не искушаемыми дьяволом, Злым.

Господь же ответил и сказал:

В чём достоинство ваше, если вы исполняете волю Отца, а она не дана вам Им как дар, пока вы искушаемы Сатаною?

Я думаю, что здесь Иисус говорит апостолам, что они не имеют своей воли (она не дана вам) до тех пор, пока они искушаемы Сатаною, т.е. пока они люди. Или эту фразу нужно толковать иначе? Или ещё вот Цитата:

Но если вы угнетены Сатаною и преследуемы, и вы исполняете его (Отца) волю, то говорю я, что он будет любить вас, и сделает вас равными мне, и будет считать вас ставшими возлюбленными (Его) через провидение Его по вашему собственному выбору.

По-моему, эта цитата из апокрифа Иакова ключ к пониманию Божьего промысла и свободы воли человека. Из неё следует, что Бог ведет человека (через провидение Его) по жизни и нет у человека своей воли, ибо он исполняет волю Бога (и вы исполняете Его волю). Следовательно, и создает выбор и выбирает Бог, но человек, в отличие от животного, может наблюдать и осмысливать Божье проведение, т.е. свою жизнь. И только здесь он свободен – свободен мыслить. Но не более того. Вот и апостол Павел пишет:

Когда хочу делать доброе, прилежит мне злое,

т.е. мыслить в моей власти, но хотеть, а, следовательно, и делать не в моей. Понимаю, что грешно, но всё равно хочу…. И когда человек в своих мыслях выбирает Божье проведение, т.е. отказывается думать о том, что имеет свободу воли, но полностью соглашается с Богом – это и есть единственно возможный собственный выбор человека. К этому выбору Бог и ведёт человека через провидение Его к нашему собственному выбору. В результате такого выбора человек теряет последнее мысленное представление о том, что есть воля отличная от воли Бога. И тогда воля Бога становиться волей человека, ибо человек принимает эту волю от Бога (другой то нет, даже в мыслях). Впрочем, это только мои рассуждения и я не знаю степени их истинности… Но я знаю другое: Гамлет мучился выбором, решал быть или не быть, но выбор за него сделал Шекспир, творец Гамлета. И вот опять читаю апокриф Иакова и вижу тюрьму:

Или вы не знаете, что вы всё ещё небрежны и несправедливо обвиняемы, и что вы всё ещё заперты в тюрьме, и осуждены беззаконно (как Иов?), и распяты без причины, и, как и сам я, схоронены Злым?

А какая в тюрьме свобода – только свобода мыслить! И ещё сказано так:

Что касается вас, то когда вы вкусите смерти, она научит вас выбору.

Потому думаю, что рано или поздно мы все поймём соотношение свободы воли и Божьего промысла. Но до тех пор, пока мы не знаем ответа на этот вопрос, все наши рассуждения относительно иных философских вопросов тщетны. Что же делать?

Познавай, и старайся посмеиваться своей мудрости. Делая так, обрящешь спасение и правость.

Такой совет дает нам Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы.

Запись от: 23.01.2014 г.

Запись опубликована в рубрике Все записи, Для души. Добавьте в закладки постоянную ссылку.